::: Светить - и никаких гвоздей! ::: Байк, велотуризм, экипировка :::
RealBiker

ВЕЛОСИПЕД | НАВИГАЦИЯ | ЗИМА | СТАТЬИ | ОТЧЕТЫ | ДР САЙТА | КАЛЕНДАРЬ beta
ФОРУМ (Архив) | СООБЩЕСТВО | ДАЙДЖЕСТ | exГАВ | НАХОДКА
РЕМОНТ ВЕЛОСИПЕДОВ | УСЛУГИ | ССЫЛКИ | RealПОИСК | КОНТАКТЫ

> ВЕЛОСИПЕД > ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ > Светить - и никаких гвоздей!

Спонсорские ссылки Памятник на могилу крест из гранита - гранитные кресты на могилу memorialvip.ru.

Статья опубликована с разрешения Александра Каретникова. Частичная или полная перепечатка допускается только с разрешения автора.

Светить - и никаких гвоздей!

Августовским днем 1988 года я радостно нес домой из ближайшего магазина спорттовары красную коробочку с надписью КЭВ-2. Еще бы! В заветном кульке лежал целый комплект велосипедного электрооборудования: динамка, фара и задний габарит. И пусть динамка требовала немалых дополнительных усилий на педалях, лампочка прилично светила только на больших скоростях и быстро перегорала, - скромный и устаревший по сегодняшним меркам набор позволил испытать новое, ни с чем не сравнимое ощущение - ночную езду на велосипеде. Как вы уже догадались, речь в этой статье пойдет о фарах, батарейках, катафотах и прочем оборудовании, необходимом для безопасной ночной езды. А начнем мы, пожалуй, с небольшого теоретического отступления.

Не лампочками едиными

Самым простым и распространенным источником света является обычная вакуумная лампочка накаливания. Однако самый простой не значит - самый лучший. В вакууме материал спирали - вольфрам - постепенно испаряется и оседает на более холодных стенках колбы. Этот факт существенно ограничивает рабочую температуру спирали, а значит, и светоотдачу. Свет вакуумных лампочек имеет желтоватый оттенок. Со временем колба таких лампочек темнеет и хуже пропускает свет.

Чтобы уменьшить испарение вольфрама, в колбу добавляют инертный газ. Это позволяет значительно поднять температуру спирали и увеличить светоотдачу на 30% -40%. Возрастает и срок службы. По названию газа, который обычно добавляют в колбу, эти лампочки именуют криптоновыми.

Дальнейший шаг в эволюции лампочек накаливания - это создание так называемого галлогенидного цикла, при котором происходит непрерывный перенос испарившегося вольфрама обратно на спираль, и при этом она "залечивается". В колбу лампочки добавляется соединение галлогена (йода, или реже брома). По светоотдаче галлогеновые лампочки превосходят криптоновые в 1,5-2 раза, а свет "галлогенок" на глаз практически белый.

Всем лампочкам накаливания присущ серьезный недостаток - чем меньше мощность лампочки, тем меньше ее КПД. Получается, что использовать маленькую лампочку в качестве габаритного огня энергетически невыгодно, так как потребляет она много, а света от нее совсем ничего. Поэтому для габаритных огней (в народе их называют "мигалками") используют светодиоды. Эти хитрые оптоэлектронные приборы имеют КПД порядка 80% при мизерной потребляемой мощности. Срок службы светодиодов составляет многие тысячи часов. Сейчас даже в маломощных фарах лампочки пытаются заменять сверхъяркими светодиодами, и, надо сказать, не безуспешно. Однако стоимость светодиодных фар остается пока сравнительно высокой.

Прогресс не стоит на месте, и в последнее время арсенал ведущих фирм-производителей велосипедной светотехники пополнился фарами с дуговыми (газоразрядными) лампами. Подобные лампы устанавливают на автомобили представительского класса. Тут уже светится не раскаленная вольфрамовая спираль, а электрическая дуга. Дуговые лампы в 3-4 раза ярче аналогичных по мощности галлогеновых, свет практически идентичен дневному, срок службы составляет порядка 1.000 часов. В общем, всем они хороши, только вот стоимость такой фары пока сравнима со стоимостью средней руки байка. Эх...

Динамка, батарейка или аккумулятор?

Выбирая источник питания для велосипедной светотехники, начнем рассмотрение с динамо-машины. Ее несомненное достоинство - постоянная готовность к работе. Не требуется покупать батарейки или заряжать аккумуляторы, достаточно прижать динамку к колесу и крутить педали. К сожалению, недостатков у этого источника энергии существенно больше. Платой за полную автономность является необходимость прикладывать большее усилие при педалировании. КПД ободной динамки не превышает 40%, а в мокрую погоду падает и того ниже. Мощность генератора обычно составляет 3 Вт, чего далеко не всегда достаточно, чтобы осветить себе дорогу во время ночных покатушек. К тому же эти 3 Вт - цифра средняя. Такую мощность генератор выдает на скоростях порядка 15 км/ч. Если разогнаться до скорости 25-30 км/ч, мы рискуем сжечь лампочку. А как быть, если мы в лесу через бурелом пробираемся, когда генератор не работает, и лампочка не светит, - на ощупь идти что ли? На дороге это еще опаснее - если велосипедист стоит на перекрестке или притормозил на обочине, динамка не работает, фары и габариты не светятся, и водители его не видят.

Есть, конечно, и продвинутые динамки, встроенные во втулку переднего колеса. КПД у них выше - он достигает 80%, имеется встроенная защита лампочек от перенапряжения. Увы, пока такие системы в России в массовом порядке не появились.

Если вам не требуется полная автономность, а ночные поездки вы предпринимаете от силы раз в неделю, то имеет смысл остановить свой выбор на батарейках. Для велосипедных огней подходят энергоемкие щелочные батарейки, которые обозначаются словом "alkaline". Они относительно недороги и доступны, а храниться могут несколько лет. Пожалуй, щелочные батарейки - лучший выбор для питания светодиодного габарита-мигалки. Одного комплекта хватит на полсезона или даже на целый сезон. Иногда производители фонарей указывают, сколько будет служить комплект батареек. Для заднего светодиодного фонаря, установленного в мигающий режим, цифра 100 часов считается очень хорошей. Передняя фара с лампочкой обычно на порядок более прожорлива. Вот мы и подошли к основному недостатку батареек - их одноразовости. При частых ночных поездках затраты на батарейки для фары выльются в круглую сумму.

Для регулярных ночных покатушек можно порекомендовать остановиться на аккумуляторах. Есть несколько типов аккумуляторных батарей, используемых для питания велосипедного электрооборудования.

Самые простые и доступные по цене - это герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы. Требуют минимума ухода, могут храниться без подзарядки целый год. Однако число циклов заряд-разряд у них ограничено и обычно не превышает 150. Также плотность энергии у них маловата, говоря другими словами, они тяжелые. Из-за этих недостатков кислотные аккумуляторы используются только в относительно недорогих и маломощных системах. Рассматривать их в качестве кандидата для обеспечения длительной работы мощной светотехники не стоит. Реальный выбор можно сделать между никель-кадмиевыми (NiCd) и никель-металлогидридными (NiMH) аккумуляторами.

Никель-кадмиевые аккумуляторы из этой пары финалистов дешевле, способны лучше работать с мощными потребителями тока, спокойно переносят короткое замыкание, а количество циклов заряд-разряд составляет порядка тысячи. После 5 лет хранения никель-кадмиевый аккумулятор вполне можно вернуть к полноценной жизни, несколько раз зарядив и разрядив его.

Платой за эти достоинства является довольно большой саморазряд (до 20% в месяц) и резкое падение напряжения на аккумуляторе при полном разряде. То есть лампочка погаснет практически сразу, без предварительного затухания. Считается, что никель-кадмиевые аккумуляторы довольно капризны к режиму зарядки. Они требуют полной разрядки, прежде чем их можно снова заряжать. В противном случае, аккумуляторы данного типа якобы быстро теряют емкость. Срабатывает так называемый "эффект памяти". Однако при разрядах большим током и использовании для подзарядки источника тока (простейшее зарядное устройство) данного эффекта не наблюдается. Поэтому такой крупный и известный производитель велосипедной светотехники как NightSun не без основания считает эффект памяти мифом. Более того, новейшие никель-кадмиевые аккумуляторы таких фирм как GP сделаны по усовершенствованной технологии, которая практически исключает появление "эффекта памяти". Эти аккумуляторы обычно имеют маркировку MEMORY FREE. Нельзя обойти вниманием и неэкологичность таких источников питания - кадмий ядовит, и поэтому в западных странах принято выбрасывать никель-кадмиевые аккумуляторы в специальные контейнеры, а на некоторых бытовых приборах (например, электробритвах) указывают, что после окончания срока службы их необходимо утилизировать, учитывая наличие внутри никель-кадмиевых аккумуляторов.

Никель-металлогидридные аккумуляторы могут хранить вдвое больше энергии, чем батареи предыдущего типа. Их можно подзаряжать, не дожидаясь полного истощения заряда. Однако у них выше саморазряд (до 40% в месяц), а количество циклов заряд-разряд редко превышает 500. Вдобавок NiMH аккумуляторы не любят перегрева и плохо переносят перезаряд, поэтому производители настоятельно рекомендуют иcпользовать специальное зарядное устройство.

От теории к практике

Хорошо, конечно, кататься по ночным городским улицам, освещенным фонарями и рекламой. Только вот невнимательные водители на фоне яркой рекламы байкера могут и не разглядеть. А для велосипедиста быть заметным на дороге - жизненно важный вопрос. Поэтому не стоит пренебрегать фонарями.

Во-первых, поставьте назад светодиодный габарит красного цвета. Выбор режима работы зависит от обстоятельств. Для хорошо освещенных улиц лучше включить мигающий режим, поскольку главная задача здесь - обратить на себя внимание. А вот для темных улиц рекомендован постоянный режим - в таких условиях водителю трудно правильно оценить расстояние до мигающего источника света. Мигалку видно за несколько километров, поэтому вы можете еще и навлечь на себя гнев нервного шофера, которому пришлось пару минут мучиться из-за вашего маячка. В Германии, например, такой режим и вовсе запрещен.

Во-вторых, вперед тоже поставьте габарит или маломощную фару. Только не красного цвета - по ПДД ставить вперед красный габарит запрещается.

В-третьих, совсем не помешают обычные катафоты на колеса. Специально для противников таких отражателей можно посоветовать штаны или ботинки со светоотражающими нашивками.

На чем же остановиться?

При всем многообразии светотехники на московских велоразвалах действительно качественного товара немного. Лидерами рынка являются две фирмы - Cateye и Sigma-Sport.

Компания Cateye выпускает несколько моделей светодиодных габаритов, среди которых можно выделить следующие модели. TL-LD500 - довольно большая и очень яркая "мигалка". Благодаря своему размеру она хорошо заметна даже на больших дистанциях. Имеет защиту от влаги и стойко выносит поток грязи из-под заднего колеса в плохую погоду. В случае отказа электроники или преждевременной кончины батареек может служить просто пассивным отражателем. TL-LD250 - эта модель предназначена специально для любителей компактных решений. TL-LD120 - не дорогая, но очень добротная мигалка. Защищена от влаги и по соотношению "цена/ качество" может соревноваться с безымянными моделями, предлагаемыми на рынке.

Все вышеперечисленные модели имеют варианты с зелеными светодиодами для установки на руль в роли переднего габарита. При покупке "кошкиного" глаза (так переводится Cateye) с креплением на подседельный штырь следует обратить внимание на размер крепежного хомута - он должен соответствовать диаметру штыря. Модели Cateye прошлых лет можно найти под маркой Smart. Эта фирма вносит незначительные изменения в дизайн светотехники и весьма аккуратно относится к производству техники под своим именем.

Из фар для целей "чтобы меня видели" подходят все модели с вакуумной или криптоновой лампочкой мощностью менее 2,4 Вт, например HL-330 или HL-500.

Несколько особняком стоит новейшая разработка Cateye - светодиодная фара HL-EL100. Три сверхъярких белых светодиода позволяют использовать ее в течение 30 часов в режиме фары или 100 часов как габарит. И это все от одного комплекта батареек!

Sigma-Sport выпускает только одну модель габарита - Diode. Кроме стандартной защищенности от воды и широкого угла излучения, обладает универсальным крепежом на резинках, который позволяет не задумываться о диаметре хомута.

Больше света!

Габариты достаточны для безопасной езды по ночным улицам в городе. Если же вас тянет на природу, то следует обратить внимание совсем на другие модели и типы фонарей. Световое оборудование для off-road можно разделить на несколько групп по целям, для которых он предназначен.

Первую группу образуют фары с галогеновыми лампочками мощностью 2,4Вт и временем работы около 2-2.5 часов. Работают они, как правило, от аккумуляторов - кормить их батарейками слишком дорого. С такими фарами уже можно выбираться в ближайший лесопарк. 2,4 Вт - это немного, однако, для ночной прогулки без экстрима вполне достаточно. Можно найти следующие модели. Cateye HL1600 - хорошая аккумуляторная фара, лампочка работает с перекалом, поэтому светит гораздо ярче своих номинальных 2,4 Вт. Cateye HL1500 - младший брат 1600 модели. Работает от батареек, но имеет режим пониженной мощности, т.е. может работать как габарит. Sigma-Sport Ellipsoid - неплохая и недорогая модель. Световой пучок довольно узкий и ограничивает использование фары дорожками. Если путь надо сначала найти, то лучше взять более серьезную модель.

Далее следуют так называемые фары для туристов. Мощность системы увеличена до 6 Вт. Герметичный аккумулятор вынесен в отдельную подседельную сумку или крепится во флягодержателе. Время работы составляет порядка трех часов. С такими фарами можно смело ехать ночью по лесу и катить по проселку на приличной скорости. На базе фар данного класса уже можно построить системы для серьезного ночного off-road. Как это сделать, расскажем чуть позже. К сожалению, на нашем рынке мощные фары днем с огнем не найдешь. Вероятнее всего вам предложат Sigma Sport Mirage. Она пользуется заслуженной любовью велотуристов. Иногда в магазинах попадается снятая с производства система Cateye HL-NC210.

Почти на самой вершине пирамиды располагаются системы типа Cateye HL-NC250, предназначенные для очень серьезного ночного оff-road. Как правило, они состоят из фар ближнего и дальнего света. Источником энергии является никель-кадмиевая или никель-металлогидридная аккумуляторная батарея. Дальний свет - это обычно 10-ти -15-тиваттная галлогеновая фара-прожектор, а ближний свет обеспечивает 20-тиваттная лампа с широким лучом. Иногда дополнительная фара крепится на шлем райдера. Она позволяет осветить участок, находящийся в стороне. Например, на вираже вы всегда сможете рассмотреть путь, в то время, как фара с креплением на руле будет светить в сторону от вашего извилистого пути. Единственный минус - при езде в тумане ничего не видно, потому что фара тщательно освещает туман прямо перед вашим лицом.

Ну, а на самом верху стоят фары с дуговыми лампами, в просторечии именуемые "ксенонками". Здесь стоит сделать оговорку. Иногда недобросовестный производитель пытается сбить с толку покупателя, предлагая ему "ксеноновую" фару по смешной цене. На самом деле, это простая лампочка накаливания, та же криптонка, только наполненная другим инертным газом - ксеноном. Для настоящей газоразрядной лампы обязательно (помимо высокой цены) наличие специального устройства - балласта, который включается между аккумулятором и лампой.

Конкретный пример

Чтобы не быть голословным, приведу пример серьезной осветительной системы, которую я собрал для своего байка. За основу была взята фара Cateye HL-NC210. Крепеж к рулю надежный, оптика хорошая, аккумуляторная сумочка удобно крепится между верхней и подседельной трубами. Фара имеет влагозащищенное исполнение, легко может регулироваться вверх-вниз и вправо-влево.

Галлогеновая лампочка достаточно мощная - 6 Вт. В общем, понравилась она мне.

Две таких фары я установил на руль, запитав от одного аккумулятора. Штатный аккумулятор 3.3 ампер/час был заменен более емким 4,5-амперным, который без труда уместился в сумочке от старого.

Чтобы не расходовать зря аккумулятор при движении по освещенным дорогам, дополнительно поставил светодиодные габариты. Сзади - Cateye TL-LD500, а на руль - зеленую мигалку TL-LD250. Впрочем, опыт первых же поездок внес некоторые коррективы. Оказалось, что водители упорно не хотят видеть миниатюрный зеленый габарит. Пришлось искать что-нибудь покрупнее. Ох, нелегкая же это оказалась задача! В конце концов, нашел на рынке в Сокольниках модель Smart с пятью зелеными светодиодами. Эффект не заставил себя ждать - теперь машины, выезжающие из дворов и поворачивающие с встречной полосы налево, стали уступать дорогу.

А в лесу выявился еще один недостаток. Обнаружил, что при закладывании виражей фары светят совсем не туда, куда едет велосипед. В результате перед каждым резким поворотом я был вынужден снижать скорость и крайне осторожно пробираться на ощупь, опасаясь не увидеть в потемках яму или поваленное дерево. Пришлось дополнительно купить фару HL-NC210H мощностью 10 Вт, специально предназначенную для крепежа на шлем. Ее, кстати, можно и просто на голову надеть. Аккумулятор легко умещается в кармане велосипедной майки или вешается на пояс. Теперь по лесу можно гонять, не опасаясь проглядеть притаившееся препятствие.

Три фары позволяют гибко и оперативно изменять освещенность в зависимости от условий. В лесу я обычно использую фару на шлеме как дальний свет и поисковый прожектор, а двумя фарами на руле создаю широкий пучок ближнего света. На неосвещенной дороге в поле одной фары на руле часто оказывается вполне достаточно.

Дополнение от 26 августа 2003:

В дальнейшем, наверное, заменю тяжелые кислотные аккумуляторы на более легкие и емкие никель-металлогидридные, и переделаю под них зарядное устройство.

Уже можно реально в 21.30 катить в ночное! К сожалению, клёвые заокеанские системы освещения у нас в продаже отсутсвуют. Новые модели Кэтай (ABS, RC) при всей их японской высокотехнологичности уступают аналогичным бигмачным по эргономике и качеству света. Кто как, а я продолжаю наращивать мощу у своего старого HL-210. --))))). Как ни парадоксально, но лобовое сравнение с заменившим его RC-230 было явно в пользу старичка.

Теперь расклад такой:

  • На руле – ближний 10 Вт (200 люмен, 15 градусов), дальний 6 Вт (100 люмен, 10 грд)
  • На шлеме – без изменений 10 Вт (200 люмен, 15 градусов).

Раньше на руле было 2х6 Вт. Сейчас стало удобнее, т.к. 10 Вт на руле с лихвой хватает для леса (раньше было 12 Вт при том же кол-ве света) а 6 Вт – для прямой относительно ровной дорожки. Налицо экономия аккумуляторов и не надо перенастраивать ориентацию фар. Свет на шлеме – по прежнему для ориентации в пространстве и быстрого прохождения лесных поворотов.

Суммарные 500 люменов – это хорошо. Я бы сказал, что особо больше и не надо. Ну может до 700 доплюнуть, дальше нет смысла. Сейчас я уже могу ломиться через ночной лес на почти дневной скорости.

ГЫ, наткнулся в MTBR на отзыв маньяка. У него на руле газоразрядный 21Вт Стадиум-3. (примерно эквивалентно 50 вт галогенки) а на шлеме 12Вт газоразрядный Шторм от Найтрайдера (примерно 20-25Вт галогенки). IMHO – никакой романтики.

© Александр Каретников 2002

Хотите стать спонсором раздела?

ТЕОРИЯ

FAQ's
Cловарь (en-ru)
Покупка
Апгрейд
Амортизация
Седло
Посадка
Педали
Система
Каретка
Электрика

ТО

Инструменты
Ремкомплект
Цепь
Система
Каретка
Тросы и
рубашки
Передний
дерайлер
Задний
дерайлер
Тормоза
Сборка колес
Калькулятор

РАСХОДНИКИ

Покрышки
Смазки
Заплатки
и клей

РАЗНОЕ

DOC's
История
Юмор
IMNSHO
Мой байк
Свалка
Лучшие фотки по оценкам пользователей:Находки:
О как размесили =). 
 (альбом Все что успел наснимать)А финишная черта - доплюнуть можно буквально!. 
 (альбом 9-летие нашего сайта)Брод через Москва-реку. Несут Рейсера.. 
 (альбом 9-летие нашего сайта)Без названия. 
 (альбом Холщевики-Тучково)Анатолия 2011. Тахталы повержена. 
 (альбом 2 недели рая)

Из комментариев к фоткам: Хе-хе))) А что случилось?)

Нашли что-то интересное или полезное? Поделитесь! =)

© Anton Chubchenko, 1999-2016


Автор не несет ответственности за использование информации и программ, содержащихся на ресурсе http://realbiker.ru.
Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).
По вопросам рекламы на сайте обращаться сюда.
Спонсорская поддержка сайта.
Яндекс цитирования