::: Лечим SunTour. Или как бороться с дешевыми вилками. ::: Байк, велотуризм, экипировка :::
RealBiker

ВЕЛОСИПЕД | НАВИГАЦИЯ | ЗИМА | СТАТЬИ | ОТЧЕТЫ | ДР САЙТА | КАЛЕНДАРЬ beta
ФОРУМ (Архив) | СООБЩЕСТВО | ДАЙДЖЕСТ | exГАВ | НАХОДКА
РЕМОНТ ВЕЛОСИПЕДОВ | УСЛУГИ | ССЫЛКИ | RealПОИСК | КОНТАКТЫ

> СТАТЬИ И ОБЗОРЫ > Лечим SunTour. Или как бороться с дешевыми вилками

Спонсорские ссылки

Лечим SunTour. Или как бороться с дешевыми вилками

Говорить о том, что рынок прямо таки наводнен качественными вилками по малым ценам отнюдь не приходится. В большинстве случаев покупатель приобретает велосипед с "маркетинговым утяжелителем", как в одной из соседних статей лаконично выразился автор. В большинстве своем эти вилки сами по себе просятся на помойку уже после первых же сотен километров, начиная отчаянно люфтить или громыхать на половину города. Однако, попадаются среди них вилки, неплохие по своей конструкции и ужасные по исполнению некоторых своих частей, на которых производитель решил сэкономить. Под неплохим конструктивом я подразумеваю бушинги, ноги, пружину. А ужасные части - демпфер, сальники, пыльники. И эти вилки вполне поддаются доработке при руках известного качества.

Если вилка является продуктом Rock Shox, Marzocchi, Fox или Manitou, то можно попробовать их как-то проапгрейдить: например, заказать с сайта http://enduroforkseals.com/ очень хорошего качества сальники с пыльниками или взять из старшей вилки внутри серии какие-нибудь запчасти и идеи. И это совсем другая история больше тяготеющая к таблицам размеров и совместимости.

Однако речь здесь пойдет отнюдь не о брендах, сделавших свое имя на производстве топовых компонентов для команд и фамилий, не сходящих с рейтингов "самые-самые". Речь пойдет о СанТуре.

SR Suntour SF8-RAIDON-LO air
I.C.E. N/A
Travel 100 or 120 mm
System Air / Hydraulic speed-lock
Lower Magnesium monocoque
Leg Color Matt black, Metallic silver
Crown Alloy
Integrated HD Semi-ID type / 44mm
Stanchion tube Cro-mo
Stanchion tube finish Black finish
Finish Shot anodized (Black or Silver)
Steerer tube Cro-mo
Lenght ( w / o thread ) 255 mm
Crown race diameter 30 mm
Wheel size 26"
Brake Disc (international standard type)
Preload adjuster Air pressure adjust
Rebound Damping adjuster N/A
max. disc diameter 185mm

Черт дернул меня купить новую вилку. Результатом этого дерганья стала купленная в Соколях вилочка Сантур Райдон (Raidon). Ознакомиться с сим творением можно по ссылке: КЛАЦ. Вкратце: Левая нога - простейшая воздушная пружина, только позитивная камера. Правая нога - стандартный дешевый СанТуровский картридж: вроде как демпфер. В каждой штанине двумя кругами cияют нормальные стальные бушинги. Сальников между бушингами нет. Штаны сверху закрывает резиновый пыльник, оснащенный во внутренней части убогим сальником. Система смазки отсутствует (только самостоятельная или внешняя, путем нанесения на направляющие масла). Итого имеется вилка, доступная для дальнейшей с нею работы.

Вилка SunTour Raidon 120 - крайне редкий гость на нашем рынке. Ставится в стоке на очень малое количество велосипедов, да и в свободной продаже почти не встречается. И дело даже не в том, что в стране нашей нет официального дилера (только самовозы), дело в том, что Райдон является урезанной версией Эпикона - СанТуровской воздушки имеющей даже некоторую популярность у велосипедистов нашей страны, которая по конструктиву будет повыше, а по цене почти такая же, как и изделие тут препарируемое.

Главная проблема вилки - трение в сальниках и тупёж демпфера (далее буду называть его картридж). Эта замечательная парочка готова свести на нет любые потуги безвестных СанТуровских инженеров. А сводить есть что. Пружина сама по себе прекрасно работает по типу "лома". Она настолько проста, что ломаться и тупить там просто нечему. (Роль негативной камеры играет спаренная пружина, выкинув которую, или ее половину, можно поиграться с ходом вилки). Направляющие же, в свою очередь, при наличии смазки, без проблем справляются со скольжением в бушингах. И, поскольку апгрейд нам не светит, то придется идти радикальными методами.

Этап 1. Выкидывание хлама.

Ответ на вопрос "Что выкинуть?" однозначно дать нельзя. Слишком большое количество вилок ставится на современные велосипеды. Я шел по принципу "ничего лишнего, за исключением необходимого" и оставил только пружину, штаны с бушингами, да направляющие. Даже крепления под ВиБрэйки спилил под корень. В топку улетели картридж и пыльники (они же с другой стороны сальники). Вне зависимости от конструкции вилки, на мой взгляд, стоит выкинуть все эластомерные упругие элементы. Оставить лишь основную пружину (будь то эластомер, железо или воздух, как в моем случае).

Итак, покопаемся.

SunTour Raidon Vulgaris. Отличия от новой: крепления под ВиБрэйки спилены, наличествует куча потертостей. Анодировки на рабочих поверхностях осталось 20-30%. Пробег 2500 км.

SunTour Raidon Vulgaris

Разбираем. Сверху вывинчиваем гайку разводным ключом, снизу 5мм шестигранником. Затем стоит "разодрать" обе части вилки, ибо они могут прикипеть друг к другу. Крутилку блокировки картриджа можно (нужно) выковырять отверткой. Пружину (левая нога) вынимать необязательно.

Разбираем SR Suntour SF8-RAIDON-LO air

А вот и то, за что нелюбим мною Сантур. Пыльники.

Вид на внутренности SR Suntour SF8-RAIDON-LO air

Отверткой их! Отверткой! (перед применением отвертки следует снять пружинки, дабы не повредить).

Снимаем пыльники SR Suntour SF8-RAIDON-LO air

Это нам более не нужно. И может быть выброшено, если нет желания модернизировать картридж. Хотя, это вопрос каждого в отдельности. Авось пригодятся еще… Я, к примеру, не выбросил и смог сделать фотосессию с применением этих частей.

Части вилки SR Suntour SF8-RAIDON-LO air далее не используемые.

А вот и бушинги (первый виден на переднем плане, второй скрывается где-то посередине штанины). Это то, за что вилку я люблю. Они стальные и фактически ничем не уступают аналогам хороших вилок.

бушинги вилки SR Suntour SF8-RAIDON-LO air.

Это все что будет вилкой.

Все, что станет новой вилкой.

Вилка без защиты. Обратите внимание на голые, одним своим видом требующие защиту бушинги. Правая нога зияет провалом. Через нее даже землю видно, ибо картридж там больше не живет.

Вилка без защиты.

А вот и вилочка в сборе.

Вилка без защиты.

Этап 2. Защита.

Выкинуть просто так пыльники нельзя. Грязь, попав на рабочие поверхности ног и бушингов, раздробит всё в металлическое крошево. Придется делать внешнюю защиту. Та, что представлена на фотографиях выше, сшита из старых джинс и прекрасно справляется со своей задачей. Грязь не попадает на рабочие поверхности. А вода просто стекает вниз по ткани за счет молекулярного притяжения и так же не попадает в места ей абсолютно противопоказанные. Сверху пыльник перехватывается пару раз тряпичной лентой и затягивается узлом.

Однако посещали меня и более простые мысли. Из куска камеры большого диаметра можно сделать так же неплохой пыльник. Для этого понадобится старый пыльник. Сперва надо вырезать из него все внутренности (чтобы он не касался вилки) и использовать его в качестве зажима для куска камеры снизу, на штанах вилки (возможно его придется даже немного подрезать, чтобы в паз встал не только он, но и толщина камеры). Сверху камеру герметично затянуть на короне обыкновенной веревкой. В идеале было бы прекрасно использовать изделия … ммм… аптечного производства. Они и тонкие и эластичные, но я никогда и ни за что не стану этого делать.

Пыльник на вилку от Lizard Skins.

Однако мировые производители вело аксессуаров тоже не сидят на месте. LizardSkin, к примеру, балует нас вот такими поделками из неопрена. Правда у меня есть опасение, что мягкие подвижные "штанишки" будут зажевываться в бушинги. И в плане влаго- и грязезащищенности тоже есть вопросы. В то время как жесткие модели моего собственного производства, на мой взгляд лишены этих недостатков. Но они и менее эстетичные.

От мудрствующего населения поступило предложение использовать гофры от мотороллеров или мотоциклов (подобные резиновые "гармошки" встречаются, в том числе и на худших вилках мира сего). Однако их недостаток - в низкой защищенности в нижней их части. Той малой толики грязи и воды которую они непременно пропустят может вполне хватить на завершение экспериментов с вилкой. Особенно если ближайшее грамотное Т.О. будет проведено лишь через несколько десятков, а то и сотен километров.

Этап 3. Смазка.

Существует два пути. Легкий и по-взрослому.

Легкий заключается в простом смазывании направляющих и бушингов вручную. Обычная смазка для этого не подойдет. И необычная тоже. Нужна специальная смазка для направляющих велосипедной вилки. Я использую смазку Brunox (фиол, pedros velo grease, Shimano желтая, шрус - все тоже отлично подойдут). Хотя на ней и написано, что мол-де это защита пыльников и сальников, смазывает она на ура. Работает прекрасно. Отодрать пленку этой смазки от направляющих можно только грязью, от которой мы давеча избавились. В ассортименте любой вело-маслянной компании найдется что-то подобное. Однако именно в этой смазке привлекает ее неограниченное количество на прилавках велорынка в Сокольниках.

Самурайский путь заключается во внедрении системы смазки направляющих, как это принято у хороших представителей двуногих амортизаторов. Он заключается в том, что в штанах ближе ко дну плещется масло. При сокращении вилки нижний конец направляющей обмакивается в него, и масло достигает кольца из мягкого материала (сойдет и фетр и сукно), которое елозит по направляющей между бушингами и одновременно отталкивает лишнее масло обратно вниз и разносит его по остальной поверхности направляющей. Часть доходит до сальника, который зажат между пыльником и верхним бушингом, тут история со смазкой продолжается. Для внедрения такой системы в вилку, требуется изготовить (сшить) небольшое колечко из фетра или сукна (столь очевидный поролон, к сожалению, разлагается в масле), затем поместить между бушингами, загерметизировать штаны, налить масла и собрать вилку. Масло подойдет любое подходящее по густоте. К примеру, автомобильная трансмиссионка. Хотя лучше опять же обратить свой взор на веломасла.

Теперь о недостатках этого способа. Вилку, во-первых, нельзя будет переворачивать - потечет масло. Придется забыть о ремонте велосипеда стоящего на седле (или же со всего руля и всего что на него крепится, придется днями собирать масло). Проблему могут решить разве что родные пыльники, но для нас это уже не вариант. Во-вторых - как-то грязновато.

Вилка после этого приобрела чудесно плюшевый ход. Стала отрабатывать малейшие неровности. Ход до того стал легким, что вилка начинает раскачиваться при средней силы педалировании в седле. Влегкую ходит на всю дозволенную длину. Отжирает любые препятствия. И вилкой я более чем доволен. Чего и вам желаю.

P.S. Суть статьи не в том, как модифицировать одну конкретную вилку, а в методе и идеи принципиального улучшения подобного рода устройств.

Все вышесказанное является моим авторством, кроме самурайского пути смазки. Его автор проживает на www.velomania.ru ник - InVader.

Вилка в сборе на велосипеде.

© Михаил Галенков January 21, 2009

небольшие дополнения и корректура © Toxa January 21, 2009

Лучшие фотки по оценкам пользователей:Находки:
О как размесили =). 
 (альбом Все что успел наснимать)А финишная черта - доплюнуть можно буквально!. 
 (альбом 9-летие нашего сайта)Брод через Москва-реку. Несут Рейсера.. 
 (альбом 9-летие нашего сайта)Без названия. 
 (альбом Холщевики-Тучково)Анатолия 2011. Тахталы повержена. 
 (альбом 2 недели рая)

Из комментариев к фоткам: Хе-хе))) А что случилось?)

Нашли что-то интересное или полезное? Поделитесь! =)

© Anton Chubchenko, 1999-2016


Автор не несет ответственности за использование информации и программ, содержащихся на ресурсе http://realbiker.ru.
Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).
По вопросам рекламы на сайте обращаться сюда.
Спонсорская поддержка сайта.
Яндекс цитирования